Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Назначение: оказание психологической помощи всем участникам образовательной деятельности.
В МАДОУ «Детский сад «Солнышко» оборудован кабинет педагога-психолога, который соответствует всем требованиям, предъявляемым к помещениям функционального назначения.
Кабинет педагога-психолога хорошо освещён, гарантирует защиту от посторонних глаз, что способствует созданию близости общения и доверительной атмосферы.
Цветовое решение мягкое, в желто-оранжевых тонах, что также располагает к ситуации взаимодействия с педагогом-психологом и адаптации к помещению.
Пространство кабинета педагога-психолога оформлено согласно основным принципам – комфортность, гармоничность и доверительность атмосферы. Кабинет не загромождается лишними предметами, вещами.
Кабинет педагога-психолога разделен на несколько зон, которые соответствуют основным направлениям работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.
В зоне консультативного пространства расположены удобные кресла для посетителей, которые располагают к длительному и доверительному общению. В наличии имеется вспомогательный материал: картотека для библиоконсультирования родителей и педагогов по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности и т.д.
В зоне развивающих занятий расположены столы в форме ромашки со стульями, мольберт, рамки с изображением эмоций, часы, а также стимульный материал для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
Кабинет оснащён зоной игровой терапии. Игровое пространство включает открытый и доступный для детей стеллаж с игрушками, бассейн с шариками, ковер. Имеется игровой материал.
В кабинете педагога-психолога имеется широкий перечень настольно-печатных игр, демонстрационного и раздаточного материала для диагностической и коррекционно-развивающей работы.
Оформлена зона недириктивной терапии (игровое пособие для рисования песком, игровое пособие «стол-лабиринт», игровая мебель «Стол дидактический», Бизиборд-развивающая доска «Я сам», дидактический мягкий модуль «Солнышко», кубик с эмоциями, игровой набор «Дары Фребеля» кресло-груша, живой цветок в напольном горшке.
Подобран разнообразный художественный материал (цветные мелки, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, кисточки, листы и альбомы для рисования, цветная бумага и картон, пластилин, клей и т.д.) для арттерапии, диски для музыкальной терапии.
Подобран разнообразный материал (маски, шапки-рожки, очки, ободки, предметы-заменители и др.) для сказкотерапии.
Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменным столом (1 шт.), шкафом для архива, документации, папок, наглядности, настольно-печатных игр и книг.
Литература классифицируется по следующим разделам:
- детская психология и возрастные особенности развития детей;
- коррекционно-развивающая работа;
- диагностическая работа;
- консультативная и просветительская работа.
В кабинете собрана библиотека с психолого-педагогической литературой , папки с психолого-педагогической документацией , альбом с памятками и шпаргалками для родителей .
В данной зоне располагается весь вспомогательный материал для специалиста, который систематизирован в следующем порядке:
Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- ФЗ от 24.07.1998 № 124 ФЗ (ред. От 25.11.2013) «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации».
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».холога образовательного учреждения (инструктивное письмо от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6).
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования Р.Ф.
- Положение об аттестации педагога-психолога.
- Трудовой договор с педагогическим работником ДОУ.
- Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ.
Организационно-методическая документация:
- График работы педагога-психолога.
- Перспективный план работы педагога-психолога на год.
- План семинаров для педагогов-психологов ДОУ.
- План работы по самообразованию педагога-психолога на год.
- Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за год.
- Паспорт кабинета педагога-психолога.
- Расписание занятий в МАДОУ «Детский сад «Солнышко»
- Врачебные и консультативные коды.
Учёт проводимой психологической службой работы осуществляется через:
- журнал регистрации видов работ педагога-психолога;
- журнал учета диагностической работы педагога-психолога;
- журнал учёта посещаемости детьми индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога;
- журнал учёта консультаций педагога-психолога;
- журнал учёта групповых форм работы педагога-психолога со взрослыми;
В кабинете имеется также архив для хранения отработанной информации он содержит материалы по детям, которые выпустились из детского сада.
Данное ведение документации позволяет психологу структурировать и систематизировать свою работу.
Все функциональные зоны кабинета психолога подчинены решению главной задачи: создание условий для обеспечения психологического здоровья детей.
Учитывая то, что организация пространства кабинета во многом определяет эффективность деятельности педагога-психолога и, исходя из реальных возможностей ДОУ, игровое пространство необходимо пополнить различными видами кукол (перчаточные, пальчиковые, конусные, верёвочные, «дергунчики»), игрушкой «Бобо» (без лица), игрушками-сюрпризами с включением движения, цвета и звука, масками с различным эмоциональным выражением, другими тематическими играми, детским дартсом, наборами маленьких игрушек из реальной жизни (лесные животные, семья людей, солдатики, транспорт и др.), природным материалом.
Назначение: кабинет предназначен для оказания логопедической помощи воспитанникам, для оказания консультативной помощи родителям воспитанников.
Оснащение: методическая литература, дидактические игры и пособия логопедического кабинета по разделам логокоррекционной работы:
- формирование звукопроизношения;
- развитие речевого дыхания;
- формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- связная речь;
- обучение грамоте;
- развитие мелкой моторики;
- развитие психических процессов.
Оснащение логопедического кабинета:
Логопедический уголок с зеркалом |
1 шт. |
Игровая мебель (стол дидактический) |
2 шт. |
Стенка для игрушек и пособий |
1 шт. |
Дидактическое пособие «Ромашка» |
1 шт. |
Стенд «Уголок логопеда» |
1 шт. |
Чемоданчик логопеда «Основной» |
1 шт. |
Кубик с эмоциями |
1 шт. |
Бизиборд - развивающая игра «Я сам» |
1 шт. |
Веселые липучки (разнообразные) |
3 шт. |
Логопедический набор |
2 шт. |
Набор зондов логопедических для массажа |
2 шт. |
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Назначение: проведение музыкальной и театрализованной деятельности, праздников, досугов, развлечений, методических объединений.
Оснащение музыкального зала: цифровое фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная установка (видеопроектор мультимедийный, экран), телевизор, ноутбук, 1 микрофон, детские музыкальные инструменты, атрибуты для инсценировок, ширма, маски, материал к тематическому оформлению праздников; учебно-методическая литература, фонотека; игровая зона «Фунтик» для игрушек и пособий, металлофон диатонический, стулья взрослые и детские.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека отсутствует
Наличие оборудованных объектов спорта
Назначение: проведение утренней гимнастики, занятий физической культурой, спортивных мероприятий; осуществление индивидуальной и подгрупповой физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками.
Оснащение физкультурного зала: магнитофон, спортивный инвентарь (шведская стенка, канаты, маты, мягкие спортивные модули, детские тренажеры, мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, мешочки для метания, индивидуальные коврики) и нестандартное спортивное оборудование для освоения основных видов движений, выполнения спортивных упражнений.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.).
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, сенсорное оборудование.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению образовательной рограммы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Дети с инвалидностью и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательной деятельности на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
В ДОУ создана современная информационно-техническая база для занятий с детьми, работы педагогов и специалистов.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МАДОУ «Детский сад «Солнышко»
Одним из важных направлений в деятельности МАДОУ «Детский сад «Солнышко» является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в МАДОУ «Детский сад «Солнышко компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 5 компьютеров и 2 ноутбука, которые имеют выход в Интернет.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог МАДОУ «Детский сад «Солнышко при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, так как:
- включение в образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.
В МАДОУ «Детский сад «Солнышко» создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии МАДОУ «Детский сад «Солнышко» , его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте МАДОУ «Детский сад «Солнышко» размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.
Обучающиеся не имеют свободного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного класса, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ «Детский сад «Солнышко» нет.
В МАДОУ «Детский сад «Солнышко» доступ обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Официальный сайт учреждения имеет версию для слабовидящих.
МАДОУ «Детский сад «Солнышко» подключен к следующим сетям:
1. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: http://bus.gov.ru/
2. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг: http://zakupki.gov.ru/
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
Основное средство обучения и воспитания в ДОУ - это единое информационно- развивающее пространство детского сада.
Для самостоятельно деятельности детей в группах приобретены конструкторы, развивающие пособия,игры, а т.ж. предметы для детского творчества.
В ДОУ создана современная информационно-техническая база для занятий с детьми, работы педагогов и специалистов.
Это наличие:
- 5 компьютеров
- 2 ноутбука
- 2 МФУ (принтер, ксерокс, сканер)
Связь и обмен информацией с различными организациями осуществляется посредством электронной почты.
ДОУ имеет свой сайт, на котором регулярно пополняется информация. Современные технические средства дают возможность более успешно и интересно организовывать работу с детьми.
Учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства, являются неотъемлемой частью современной системы образования и используются в нашем учреждении. Техническая инфраструктура информационной среды ДОУ используется в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением.
Имеющиеся электронные образовательные ресурсы дают возможность:
- подбирать иллюстративный материал к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов;
- подбирать дополнительный познавательный материал к занятиям;
- знакомиться со сценариями праздников и мероприятий других дошкольных учреждений;
- знакомиться с опытом работы, наработками педагогов России и зарубежья посредством участия в профессиональных интернет сообществах, вебинарах;
- участвовать в дистанционных интернет конкурсах для педагогов и воспитанников;
- создавать электронное «портфолио»;
- оформлять документацию, отчеты и другую учебно-педагогическую документацию, презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Для планирования и организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы:
Название электронных образовательных ресурсов |
Ссылка на электронные образовательные ресурсы |
Федеральный портал «Российское образование» (учреждения, программы, стандарты) |
|
Мастерская «Педагогическая библиотека» |
|
Методический портал (конспекты занятий, сценарии праздников, методические разработки, игры, презентации) |
|
Журнал «Дошкольное образование» |
|
Детская игровая комната «PLAYROON» (стихи детских песен, развивающие игры) |
|
«Все для детей» (обучающие материалы, поделки, стихи, сказки, песни, картинки, детские игры, занимательные задачи и головоломки) |
|
Детские электронные презентации и книги |
|
«Родителям для детей» (Сценарии детских праздников, игры, конкурсы, детский фольклор, загадки, фокусы и опыты для детей, стихи, детские песни) |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ «Детский сад «Солнышко» не предусматривается.